Армения — это библейская гора Арарат с величаво раскинувшейся у его подножия солнечной и вечно юной столицей Ереван с захватывающей позитивной энергетикой, со своеобразной национальной культурой и искусством, на протяжении веков восхищающий и пленяющий поэтов и певцов, художников и зодчих. Армения это благодушные люди с острым чувством юмора, это разнообразная национальная кухня, колоритное армянское застолье, неповторимое своими вкусовыми качествами, впитавшее в себя все солнце и ветры виноградных полей Араратской долины, вино и божественный коньяк. И, наконец, Ереван всегда гостеприимен и щедр к каждому гостю, потому что это вечный город любви и светлых надежд, это город, где можно быть просто счастливым. Интерес человека к познанию прошлого очень велик. Памятники архитектуры всегда занимали почётное место среди исторических материалов, в которых каждый, любящий старину, может не только найти ответы на интересующие его исторические вопросы, но и почерпнуть много полезного для дня сегодняшнего. А в Армении найдется немало привлекательных мест, способных показать многогранность местной культуры и природы. Посещение каждого из них сделает поездку незабываемой. И прежде всего, достойный внимания в этом списке, кафедральный собор св. Эчмиадзин- важное место для армян всего мира, самый знаменитый храм Армении, резиденция патриарха и место с длинной и событийной историей. Место для храма было указано царю Трдату лично Григорием Просветителем в 304 году, которому, в свою очередь, его указал Иисус, отчего храм получил название Эч-Миадзин (Сошествие Единородного). На протяжении веков Св. Эчмиадзин был не только религиозным центром Армении, но также и местом, где хранились чудотворные реликвии Армянской Церкви — Копье, мощи Св. Григория Просветителя, мощи апостола Фаддея, палец Св. Иуды, капля крови Св. Рипсиме, а также многочисленные культурные ценности, уникальные произведения искусства, свечи, шторы, старые ковры, религиозные артефакты, а также освещенные артефакты. Эти национальные ценности были привезены из различных армянских колоний, которые доказывают высокий армянский национальный вкус и представление о красоте. В Эчмиадзине находятся также храмы Святой Рипсиме и Святой Гаяне, относящиеся к VII веку н. э. Храм Святой Рипсиме, являющийся шедевром раннехристианского зодчества, построен на том месте, где в 301 году была убита и похоронена Святая Рипсиме — та самая, что привела в Армению группу девушек. Гибель Рипсиме положила начало последовательности событий, которые в итоге привели к крещению Армении. Первый храм на этом месте построил сам Григорий Просветитель. В храме хранятся великолепные престольные врата 1741 года, инкрустированные перламутром. В храм Святой Рипсимэ пары едут венчаться со всей Армении. Храм Святой Гаяне, еще один уникальный пример армянского зодчества 7 го века с брутальной стилистикой и, свойственной армянскому храму, аскетичностью убранства, выдающийся пример базилики с куполом центрального плана. Для армян эти храмы прежде всего святыни, олицетворяющие мученическую преданность вере. И, наконец, завершает эту своеобразную галерею памятников непревзойденного армянского зодчества храм Звартноц или храм Бдящих Сил. Звартноц — памятник эпохи величайших достижений армянской национальной культуры V–VII веков. Слово «зварт» по-армянски означает «украшенный». Сверху донизу храм был богато украшен скульптурным рельефом — великолепным образцом искусства средневековых армянских резчиков по камню. Звартноц — это дерзновенный эксперимент, с самой смелой центрической композицией в армянском зодчестве. Впечатление от Звартноца было так велико, что облик храма неоднократно пытались повторять как в Армении, так и за ее пределами. Предание рассказывает, что византийского императора Константина III, посетившего Армению в 652 году, так поразила красота храма, что он приказал строителю Звартноца ехать вместе с ним в Константинополь. По дороге зодчий умер, и только это обстоятельство помешало воздвигнуть в столице Византии аналогичное сооружение. К сожалению, как и большинство армянских храмов, Звартноц дошел до наших дней лишь в развалинах. Но даже руины дают нам представление о величии созидателя, чье вечное присутствие высечено краткой греческой надписью на плитке, найденной во время раскопок и вделанной в стену храма: «Построил Нерсес. Помяните».